Страны G7 приняли Флорентийскую декларацию о наследии

Источник изображения: https://yandex.ru/images/search

30 марта 2017 года министры культуры и также представители правоохранительных органов государств – членов G7 подписали во Флоренции декларацию по борьбе с расхищением и контрабандой объектов культурного наследия.

«Обращаемся ко всем государствам с призывом принять меры для эффективного пресечения расхищения и контрабанды произведений искусства и объектов культурного наследия из стран, где они находятся, запрета незаконных вывоза и торговли антиквариатом, а также установить контроль за этим рынком», – гласит Флорентийская декларация. Подписавшие её страны обязуются усиливать сотрудничество между правоохранительными органами и культурными министерствами и ведомствами для обеспечения охраны мирового культурного наследия.

Подробно на источнике: http://hraniteli-nasledia.com/

Олег Рыжков: «Наследие - такой же ресурс России, как и природная рента»

Новый заместитель министра культуры РФ, курирующий сферу сохранения культурного наследия, Олег Рыжков.
Источник фото: http://hraniteli-nasledia.com/

Новый заместитель министра культуры РФ, курирующий сферу сохранения культурного наследия, Олег Рыжков дал первое интервью сайту «Хранители наследия».

«Министерство культуры, поскольку оно практически единственный заказчик (не секрет, что 90% работ по реставрации и сохранению оплачиваются из бюджета и заказываются Минкультуры), имеет возможность – и должно –  непосредственно влиять и на реставрационный рынок, и на подходы к этой работе. Отстраивать всю систему сохранения наследия в стране, выступая как главный инвестор. Минкультуры является источником планов и посылов, обладает всеми инструментами, чтобы отстроить рынок сохранения наследия в части госзаказа. Если оно сделает это правильно, то отрасль заживёт. Что входит в миссию Минкультуры?

В первую очередь, забота о том, чтобы у нас была полноценная реставрационная отрасль: наука, образование, производство и некая идеологическая часть, которая выстраивает ориентиры:  ради чего всё это делается... В нашем случае Минкультуры должно сформулировать основные подходы, идеи и цели работы отрасли и, являясь крупнейшим заказчиком, управлять ей так, чтобы отрасль была образцовой. Впоследствии,  когда отрасль отстроится, частный собственник и инвестор увидит, что перед ним не какой-то непонятный реставратор, который за покраску стены возьмёт в 10 раз дороже. Он увидит, что сохранение наследия – это серьёзная и интересная задача, решение которой приводит к определённому позитивному результату, в том числе экономическому.

Второе, за что отвечает Минкультуры – это популяризация. Привить всему обществу любовь к наследию, вкус к его сохранению – миссия министерства. Пока этого не будет – наш голос будет голосом вопиющего в пустыне. Одни нас не слышат, потому что им всё равно, другие – потому что у них противоположные цели.

Тема наследия должна стать модной. Жить в объекте наследия, работать с ним – должно стать модным, престижным… Когда в процесс сохранения наследия будет вовлечено всё общество, уже другие механизмы заработают», – отметил заместитель министра культуры РФ Олег Рыжков.

Подробно на источнике: http://hraniteli-nasledia.com/

КГИОП представил инновационные технологии в сфере реставрации объектов культурного наследия

КГИОП представил инновационные технологии в сфере реставрации объектов культурного наследия.
Источник фото: http://kgiop.gov.spb.ru/press-centr/news/17206/

В рамках конференции «От импортозамещения к инновациям и экономике знаний» Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) представил новые запатентованные технологии, успешно применяемые в сфере реставрации.

Это такие изобретения как: способ поверхностной модификации осадочных и метаморфических карбонатных пород, способ напыления специальных покрытий и твердотельных форм на художественных изделиях из металлических и не- металлических материалов и способ определения трещиностойкости строительного материала и способ определения деформации усадки строительного раствора.

С новинками познакомились более 500 человек. Представители ведущих городских энергетических, транспортных, строительных и инженерных компаний, делегатов профильных министерств Российской Федерации, органов исполнительной власти Санкт-Петербурга и студентов встретились в актовом зале Санкт-Петербургского Горного университета для того, чтобы обсудить основные пути развития региональной экономики через обращение к инновациям.

Участники пленарного заседания обсудили роль науки и инноваций в обеспечении устойчивого развития России и Санкт-Петербурга, региональную практику внедрения инноваций, обратились к ориентирам и возможностям развития научно-технологического комплекса Санкт-Петербурга. Общение было выстроено в форме дискуссии, конструктивного диалога.

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры осуществляет поиск патентов в рамках потребностей реставрационной деятельности.

Основными критериями, которые применяются для оценки эффективности и возможности применения изобретений и полезных моделей:

- отсутствие негативного влияния предлагаемых новых технологий и материалов на памятник;

- долговечность заявленных свойств предлагаемых материалов;

- традиционность новых методик и материалов.

Потенциальными получателями патентов для обеспечения импортозамещения являются следующие институты и организации: Гос. НИИР, ФГАОУ БО «СПб политехнический университет Петра Великого», ФГБОУ ВПО «Петербургский государственный университет путей сообщения Император Александра I» и ООО «Ажио».

Для оценки возможности и эффективности использования изобретений предварительно выполняются лабораторные исследования и технологии отрабатываются на опытных моделях.

Подробно на источнике: http://kgiop.gov.spb.ru/press-centr/news/17206/2/3

Госзакупки в сфере наследия: что можно и что нельзя

Евпаторийский краеведческий музей располагается в здании бывшего особняка предпринимателя Гелеловича Ю.М. 1912 года постройки.
Источник фото: http://hraniteli-nasledia.com/

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликовано совместное письмо Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы России от 15 марта 2017 года об особенностях закупок работ по сохранению объектов культурного наследия.

В заголовке документа сообщается о выработке ведомствами единой позиции по применению Федерального закона № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе…»  в сфере сохранения и реставрации объектов культурного наследия, а также музейных, библиотечных и архивных коллекций.

Документ подготовлен «в соответствии с пунктом 4 Протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 20 октября 2016 года», а также «в целях единого применения» 44-ФЗ. Письмо подписано замминистра экономического развития РФ Е.И. Елиным и заместителем руководителя ФАС  Р.А. Петросяном.

Минэкономразвития и ФАС подчёркивают, что в соответствии с 44-ФЗ заказчик вправе осуществлять закупки работ, «связанных с объектами культурного наследия», путём проведения конкурса с ограниченным участием.

И если заказчик делает так, то он обязан установить дополнительные требования к участникам закупки. Этого требуют  44-ФЗ (ст. 31, ч. 4) и Постановление Правительства РФ № 99 от 4 февраля 2015 года (Приложение 1, п. 1), где говорится о поставщиках и подрядчиках, обязанных иметь необходимый уровень квалификации для сложных, высокотехнологичных и специализированных работ. 

Заказчик также вправе провести закупку работ по сохранению объектов культурного наследия в форме электронного аукциона, запроса котировок, закрытого аукциона, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика).  Установить дополнительные требования к участникам закупки необходимо и для аукциона.

Чёткое указание Минэкономразвития и ФАС: «Осуществление закупки работ, связанных с объектами культурного наследия и культурными ценностями, путём проведения открытого конкурса не соответствует Закону о контрактной системе».

Оригинал письма Минэкономразвития и ФАС России от 15 марта 2017 года. 

Источник: http://hraniteli-nasledia.com/

«Хранители Наследия» и Юрий Веденин – лауреаты Премии имени Комеча 2017 года

Источник изображения: http://hraniteli-nasledia.com/

Стали известны лауреаты Международной общественной Премии имени Алексея Комеча «За общественно значимую гражданскую позицию в деле защиты и сохранения культурного наследия России» 2017 года. Премия, учреждённая в память о выдающемся исследователе древнерусской и византийской архитектуры Алексее Ильиче Комече, в этом году вручается в десятый раз. Девизом Премии стали слова Овидия: «Счастлив, кто смело берёт под свою защиту то, что любит».

Определены две номинации Премии: «За личный многолетний вклад в дело изучения и охраны памятников» и «Градозащитное движение».

На сайте Премии сообщается, что «лауреатом в первой номинации стал Юрий Александрович Веденин, ведущий специалист по охране культурного наследия России, учёный, автор концепции культурного ландшафта, один из создателей Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, которым он руководил более 20 лет. Во второй номинации лауреатом премии 2017 года стало сетевое издание «Хранители Наследия» (http://hraniteli-nasledia.com/), руководители редакции: Константин Петрович Михайлов и Евгения Борисовна Твардовская».

Торжественная церемония вручения Премии имени Алексея Комеча состоится 14 апреля в Овальном зале Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино.

Подробно на источнике: http://hraniteli-nasledia.com/