Минэкономразвития разъяснило реставрацию по контрактной системе

Пирамида, построенная по проекту Н.А. Львова на территории усадьбы Никольское в Тверской области

В общедоступной справочной информационно-правовой системе опубликован небезынтересный документ – письмо Минэкономразвития РФ об особенностях применения контрактной системы в сфере сохранения культурного наследия. 

В Департаменте развития контрактной системы Минэкономразвития ответили на вопрос «О закупке работ по сохранению объектов культурного наследия и разработке проектной документации».

«Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает:

«Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг...» (далее - постановление № 99) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путём проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

Позиция Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления № 99 дана в совместном письме от 28 августа 2015 г. № 23275-ЕЕ/Д28и, № АЦ/45739/15, которое размещено в единой информационной системе в сфере закупок в разделе «Нормативные правовые акты по контрактной системе».

Частью 2 статьи 56 Закона № 44-ФЗ установлены случаи, когда заказчик имеет право осуществить закупки путём проведения конкурса с ограниченным участием. К таким случаям, в частности, относится закупка работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Таким образом, при закупке работ по сохранению объектов культурного наследия путём проведения конкурсов с ограниченным участием заказчик устанавливает в документации о закупке дополнительные требования к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 57 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе провести двухэтапный конкурс в соответствии с Законом № 44-ФЗ при одновременном соблюдении следующих условий:

1) конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);

2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

В соответствии с частью 3 статьи 57 Закона № 44-ФЗ при проведении двухэтапного конкурса применяются положения Закона № 44-ФЗ о проведении открытого конкурса с учётом особенностей, определённых статьей 57 Закона № 44-ФЗ. Размещение извещения о проведении двухэтапного конкурса и конкурсной документации осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены статьями 49 и 50 Закона № 44-ФЗ. В случае установления единых требований и дополнительных требований к участникам двухэтапного конкурса при проведении первого этапа двухэтапного конкурса применяются положения статьи 56 Закона № 44-ФЗ, касающиеся проведения предквалификационного отбора, с учётом особенностей, определенных статьей 57 Закона № 44-ФЗ.

Учитывая изложенное, проведение двухэтапного конкурса на разработку проектной документации по сохранению объектов культурного наследия возможно при одновременном соблюдении условий, установленных частью 2 статьи 57 Закона № 44-ФЗ, а также при установлении дополнительных требований к участникам двухэтапного конкурса.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделён в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации».

Источник: http://hraniteli-nasledia.com/

ОНФ о реставрации объектов культурного наследия

Усадьба купца А.И. Осипова (г. Троицк, ул. Октябрьская, 83)

На борьбу с бюрократическими барьерами при восстановлении объектов культурного наследия призывает сограждан региональное отделение Общероссийского народного фронта (ОНФ) Челябинской области. ОНФ провело 27 января круглый стол, на котором представило выводы некоего мониторинга ситуации с культурным наследием региона, осуществлённого своими активистами. 

Член региональной ревизионной комиссии ОНФ Александр Ерахтин рассказал, как проводится реставрация усадьбы купца Александра Осипова 1880 года в городе Троицк: «Начну с практики – купить здание исторического наследия стоит 0,5 млн. руб., сделать проект на его реконструкцию – 1,5 млн. руб., провести все согласования – ещё 1 млн. руб. После этого начинается бюрократический кошмар длиною в несколько лет. Так, одно из ведомств требует обследование здания экспертами лицензированной компании, а другое – точно такое же обследование, но экспертами саморегулируемой организации. За это время здание рушится, объём работ увеличивается, проект необходимо корректировать. При этом надзорные ведомства пугают штрафами до 6 млн. руб. Нет никакой мотивации заниматься восстановлением культурного наследия, отсутствуют даже минимальные льготы по налогообложению. По сути, предпринимателю выгодней за год построить серую коробку».

«В регионе необходимо создать эффективные механизмы гарантированной защиты объектов культурного наследия. Это надлежащий учёт памятников историко-культурного наследия, контроль за их сохранностью, возможность реконструкции и эксплуатации с сохранением исторического облика. Об этом много говорят, у бизнеса есть желание вопросом заниматься, но не хватает конкретных мер от представителей власти», – заявил член регионального штаба ОНФ в Челябинской области Игорь Белехов.

В Челябинске объектами культурного наследия признано более 300 зданий, значительная часть которых находится в аварийном состоянии и нуждается в реконструкции. «Из мониторинга, проведённого активистами регионального отделения ОНФ, выяснилось, что предприниматели, выкупившие данные объекты, оказались в сложной ситуации. Им не позволяют восстановить здания бюрократические проволочки». Владельцам зданий-памятников не выдают пакет охранных документов, чтобы начать деятельность на объекте, представители бизнеса вынуждены самостоятельно проходить все процедуры.

Активисты регионального штаба ОНФ в Челябинской области обещают, что «обратятся в региональное министерство культуры с просьбой разработать конкретные меры для сохранения объектов культурного наследия, не забыв при этом об их восстановлении».

Подробно на источнике: http://hraniteli-nasledia.com/

Фототипия  К. Фишера

В литературе по филокартии, истории отечественной фотографии[1] нередко можно встретить упоминание о «фотографе Императорского Университета и театров», – как гордо именовался на рекламных проспектах Карл Фишер.

Во всех этих публикациях К. Фишера называют издателем «театральных» открыток (по терминологии тех лет).

Ф.И. Шаляпин (опера «Псковитянка»). Фототипия К. Фишера

Это связано с тем, что он имел монопольное право на изготовление и распространение фотографий и почтовых карточек с портретами артистов. Помимо этих портретов, он издавал большими тиражами открытые письма, на которых были запечатлены сцены из популярных спектаклей. Коллекционерам хорошо известна, например, фишеровская серия многочисленных сюжетов по горьковской пьесе «На дне», поставленной в 1902 году на сцене Московского Художественного Общедоступного театра. Это были одни из первых открыток, выпущенных Фишером, и, возможно, их успех определил основное направление его дальнейшей издательской деятельности.

Называя Фишера театральным фотографом, некоторые акцентировали внимание только на одну сторону его издательской деятельности. Однако известно, что им был выпущен альбом с репродукциями картин художников-передвижников; с его издательской маркой вышли многочисленные открытки с видами Москвы. Среди них следует отметить серию репродукций гравюр из Лондонского альбома 1813 года.

Имеется довольно обширная подборка (более 70 шт.) «Московские богодельни». Выпуск этих открыток, вероятно, был субсидирован городскими властями или каким-либо благотворительным обществом. К этой мысли приводит текст адресной стороны открыток, призывающий москвичей на пожертвования учреждениям общественного призрения. Сами «призреваемые» на открытках выглядят принаряженными и ухоженными. Есть даже такие сюжеты: «Прогулки с воспитанниками детских приютов», «Хороводы на полянках», но какой безысходной бедностью веет от этой казённой «заботы» о «лишних людях» старой России.

Открытки Карла Фишера сохранили архитектурный облик и интерьеры многих общественных зданий Москвы начала прошлого века: Практической академии на Покровском бульваре, Кадетских корпусов, Алексеевского народного дома. Заботливо была издана подборка открыток по Музею изящных искусств (ныне  – Государственный музей изобразительных искусств  имени А.С. Пушкина).

Следует отметить издание четырёх подборок (88 открыток), посвящённых декабристам. Хотя они были выпущены в 1906 году, эта серия явно готовилась к тиражированию годом раньше – к 80-летию со дня восстания на Сенатской площади.

В этом случае Фишер выступает в коммерческой роли: его фототипия[2] берёт на себя печатание открыток. Что касается издателя, то им, как значится на обложке каждой из подборок, был популярный в те годы советник коммерции М.М. Зензинов, член Московских благотворительных обществ по оказанию помощи нуждающимся студентам.

До 1905 года выпуск портретов «государственных преступников» был строжайше запрещён. Подготовка к печатанию открыток началась в пору некоторого послабления цензурного гнёта, вызванного царским манифестом «О свободе печати». Однако к тому времени, когда эти открытки увидели свет, цензурные преследования начали действовать в Российской империи с удвоенной силой.

Пожалуй, наибольший интерес для собирателей и историков представляет серия открыток со сквозной нумерацией (известны №№ 101–165), посвящённая достопримечательностям Москвы. Эти почтовые карточки отличаются интересными ракурсами, на адресной стороне большинства из них приведено наименование объекта.

Москва – Кремль (№ 139) «Детали окна Грановитой палаты, колокольни Ивана Великого и арки Красного крыльца».  Фототипия К. Фишера

Где находилось фотографическое заведение Карла Фишера? Он начал собственное дело в 1877 году, купив располагавшееся на Кузнецком мосту помещение, где ранее размещалась «Фотография И. Дьяговченко».  Предприятие это было солидным, «с именем», и не случайно ещё ряд лет Карл Фишер в рекламных объявлениях после упоминания своего заведения указывал в скобках «б. Дьяговченко».

В этих объявлениях и в справочниках «Вся Москва» указывался адрес: Кузнецкий мост, 11. В десятых годах прошлого столетия заведение Фишера переехало из дома № 11 в дом № 15. На открытках с видами улицы Кузнецкий мост тех лет (изд. Горожанкина № 96, «Шерер, Набгольц и К◦» № 133 и Гранберг № 1054) видна реклама заведения Фишера на последнем доме по левой стороне улицы: это и есть дом № 15, по современной нумерации – дом № 21).

Москва. Кузнецкий мост. Изд. Акц. О-ва Гранберг (№ 1054)

С издательской деятельностью Карла Фишера связана одна из любопытных филокартических историй. Хорошо известна серия чёрно-белых открыток, посвящённых наполеоновскому нашествию на Россию. На этих открытках представлены картины художника В.В. Верещагина, экспонировавшиеся в год столетия Отечественной войны 1812 года в залах Исторического музея. Однако в каталогах музея указано 20 картин, а «Фотография и фототипия Карла фон Фишера, Лесная улица, 26» выпустила в тот же год 21 сюжет открыток по картинам Верещагина.

В этом сообщении из журнала «Техника молодёжи» № 11 за 1966 год имеются три неточности. Фотографическое заведение Фишера находилось на улице Кузнецкий мост, тогда как на Лесной улице Фишер был домовладельцем и не 26-го, а 24-го дома. Авторы заметки в журнале, почерпнув биографические сведения о Фишере в справочнике «Вся Москва» за 1912 год, не только не заметили разных адресов домовладения и фотографического заведения, но и приписали обрусевшему немцу из Оренбурга высокородное «фон», принадлежащее его соседям по алфавитному списку.

Но главное в журнальной заметке верно: на открытках сюжетов больше чем картин. Дополнительной оказалась открытка «Наполеон при реке Березине».

В чём же дело? Разгадка была помещена в одном из последующих номеров. Один из читателей журнала, прочитав статью о таинственной открытке, принёс в музей старинную картину, доставшуюся ему от деда. Изучение полотна специалистами позволило ответить на многие вопросы, которые возникали ещё при знакомстве с открыткой. Картина местами была не выписана художником, отличалось от остальных верещагинских картин лицо Наполеона. Последнее обстоятельство дало повод предположить, что на открытке – репродукция с картины другого художника. Однако это предположение опровергалось надписью на оборотной стороне полотна: «Сим удостоверяю, что картина эта писана мужем моим художником Василием Васильевичем Верещагиным», здесь же подпись жены художника и дата – 4 декабря 1904 года.

Был ли Фишер только московским фотографом? Звание «фотографа императорских театров и университетов» предопределяло распространение его деятельности и на Петербург.

Действительно, имеется ряд открыток, рассказывающих о постановках на петербургской сцене, в том числе о нашумевшей в своё время драме «Царь иудейский» на сцене театра императорского Эрмитажа. Во многих коллекциях имеется ряд открыток с видами «Северной Пальмиры». Среди петербургских сюжетов есть и событийные открытки: серия из десяти сюжетов, посвящённая встрече в Петербурге героев крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».

Важный факт был отмечен ленинградским коллекционером Сергеем Сергеевичем Мяником. Дело в том, что Фишер издавал ряд открыток по заказу петербургского попечительского комитета о сёстрах Красного Креста (Община Святой Евгении). «А ведь Община, – рассказывал С.С. Мяник, – заказывала изготовление открытых писем только лучшим заведениям печатного дела».

Ещё одним свидетельством того, что дела Фишера пошли успешно, является открытие филиала его фирмы в Петербурге.

В коллекции С.С. Мяника представлены открытки художественной фотографии Фишера с видами окрестностей Петербурга и многих других русских городов, например, большая серия с видами Ярославля.

Издательская марка Фишера исчезает с оборотной стороны открыток в годы Первой мировой войны. Выпуск «патриотических» открыток, в том числе фотографий, изображающих дам высшего света за изготовлением перевязочных материалов для раненых, не отвёл от него беды. Немецкая фамилия на вывеске фотографического заведения привлекла внимание устроителей «народных» шествий по центральным улицам Москвы летом 1914 года, и в помещении был учинён погром.

Карл Андреевич Фишер вынужден был передать дело своему ученику и помощнику Михаилу Сахарову, известному фотомастеру, летописцу МХАТа. Вместе с фотографом Орловым Сахаров открыл по новому адресу – Кузнецкий переулок, 11 – первую в Росси фотоартель. Петроградское заведение Фишера перешло также в другие руки.

Многолетняя издательская деятельность Карла Фишера не канула в лету. Выпущенные им открытки хранятся в Театральном музее им. А.В. Бахрушина, музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки, в музеях Большого, Малого и Художественного театров, музее истории Москвы.


 
[1]Тагрин Н. Мир в открытке. – М.: Изобразительное искусство, 1978. ­– С. 53;

Забочень М. Филокартия. – М.: Связь, 1973. – С. 39, 41;

Советское кино, 1984, № 4. – С. 38, 39.

[2] Фототипия – типография, где печатались иллюстрации особым методом с использованием светочувствительных свойств желатина. При большой трудоёмкости и весьма малой производительности этот метод имел и ряд достоинств. По сравнению с другими методами печатания, применявшимися в те годы, фототипический позволял добиваться высокого качества изображения, чёткой передачи мельчайших деталей и гаммы полутонов.

Архив цивилизации, которая в ближайшее время исчезнет

Церковь Воскресения (нач. XVIII в., с. Марково, Тульская обл. Фото: С. Рожков, 2013).

Источник фото: http://hraniteli-nasledia.com/

27 января в Москве в Государственном институте искусствознания (ГИИ) открылась XIV фотовыставка «Неизвестная Провинция». Традиционно зимой сотрудники сектора Свода памятников ГИИ делятся новыми открытиями, сделанными во время летних экспедиций по российским провинциям. Выставка продлится до 25 февраля.

Экспозиция 2017 года основана на материалах, собранных в ходе «полевых обследований» 2016 года. Здесь демонстрируются фотографии малоизвестных или совсем не известных ни науке, ни широкой публике церковных, усадебных, гражданских и жилых сооружений Владимирской, Вологодской, Кировской, Липецкой, Рязанской, Тверской, Томской, Тульской областей, Татарстана и Крыма.

Авторы фотографий: Алексей Гриц, Георгий Смирнов, Екатерина Шорбан, Елена Щёболева, Алексей Яковлев.

«Даже эти полуразрушенные здания, – пишут нам организаторы выставки, – эти остатки белокаменного декора, эти фрагменты настенных росписей поражают своим благородством и величием. На некоторых фотографиях на зданиях можно увидеть строительные леса – это утешительный знак нового времени, знак того, что часть памятников (хотя и очень небольшая) будет сохранена для будущего... К сожалению, нет надежды на спасение большинства ещё стоящих в руинах построек прошлого. Поэтому так важна задача Свода памятников если не сохранить их физически, то хотя бы собрать о них информацию и оставить документальную память в обмерных чертежах, описаниях, фотографиях. По существу, как бы громко это не звучало, материалы Свода памятников – это архив цивилизации, цивилизации, которая в ближайшее время почти целиком исчезнет. Именно по этим документам будут судить в будущем, какой была Россия».

Цикл выставок «Неизвестная Провинция» фактически стал отдельным направлением работы сектора Свода памятников. «Обследование территорий намного опережает фундаментальное издание Свода памятников, которое, кроме того, часто не может дать исчерпывающего впечатления о качестве самой архитектуры из-за весьма скромного иллюстрирования, – отмечают организаторы. – Тем важнее становится организация выставок Свода памятников с большеформатными фотографиями. С 2002 года выставки, основанные на материалах экспедиций, стали ежегодными и проходят не только в музеях Москвы в художественных галереях и вузах, но и с большим успехом в областях России. За 16 лет они проведены в больших и малых городах и сёлах – в Калуге, Рязани, Твери, Калязине, Кашине, Боровске, Кимрах, Дубне, Спас-Деменске, Кирове (Калужской области), Полотняном Заводе».

Источник: http://hraniteli-nasledia.com/

Первый реставрационный стандарт для садов и парков

Подмосковный усадебный парк Опалиха. Фото: Е. Соседов.

Источник фото: http://hraniteli-nasledia.com/

Росстандарт утвердил новый реставрационный ГОСТ «Сохранение произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства». Документ вступит в силу 1 апреля 2017 года.

Как сообщает Союз реставраторов Санкт-Петербурга, «это первый в России базовый стандарт в сфере культурного наследия, где закреплены общие требования к проведению реставрационных работ на таких объектах, как дворцово-парковые ансамбли, парки, сады и др».

Документ разработан специалистами Союза реставраторов Санкт-Петербурга, Комитета госконтроля использования и охраны памятников Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского государственного Лесотехнического Университета им. С.М. Кирова, а также петербургских реставрационных фирм – ООО «Стройтехуслуги», ООО «Профиль». Как подчеркивается в сообщении, «свой вклад в создание национального стандарта внёс главный архитектор ФГУП ЦНРПМ С.Б. Куликов». При составлении национального стандарта использовался многолетний опыт петербургских реставраторов при воссоздании парков Павловска, Петергофа, Летнего сада и других крупнейших садово-парковых зон Европы.

Стандарт устанавливает перечень работ по сохранению объектов культурного наследия, являющихся произведениями садово-паркового искусства, мелиоративной сети, гидросистем. Большое внимание уделено требованиям к организации, мерам безопасности, проведению работ по реставрации на территории объекта культурного наследия. Так, например, основную часть реставрационных работ рекомендуется осуществлять вручную, в отдельных случаях допускается применение средств малой механизации. Использование тяжелой техники допускается только на асфальтированных дорожках и при вывозе мусора.

ГОСТ содержит методические указания и рекомендации по работе реставраторов на объектах культурного наследия – исторических парках, садах, заповедниках, открытых пространствах и др. Основная сложность при создании ГОСТа, отмечает петербургский Союз реставраторов, заключалась в том, что до сих пор в нормативной базе реставрационных работ не существовало каких-либо документов и правил для комплексной работы реставраторов на объектах ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства. Экспертам рабочей комиссии по созданию национального стандарта пришлось собирать воедино несколько разделов, касающихся нормативов по строительству, благоустройству, экологии, почвоведению и др.

Источник: http://hraniteli-nasledia.com/