Реставрация монументальной живописи

Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе г. Владимир.

Источник фото: http://heritage-school.ru/news/245

В «Школе наследия» 1 марта пройдёт лекция Льва Лифшица – одного из крупнейших экспертов в области реставрации монументальной живописи. Разговор будет вестись по нескольким направлениям:

– Отличие монументальной живописи от других видов живописи, прежде всего, станковой состоит в том, что она находится в реальном архитектурном пространстве. Художник монументалист – своеобразная ипостась архитектора, поскольку, во-первых, сам творит живое пространство архитектуры; во-вторых, потому что выступает истолкователем пространства, созданного зодчим. Без понимания этой специфики нельзя входить на леса ни художнику, ни реставратору.

– Реставратор должен не только хорошо знать технику и технологию живописи, глубоко понимать суть художественной идеи, которую старался воплотить мастер, чьё произведение находится в его руках. Он должен прекрасно разбираться в стилях живописи и обладать стереометрическим зрением, то есть, уметь видеть всю систему целиком – одновременно оценивать и то, что находится перед ним, и то, что находится по сторонам и позади него.

– Помимо укрепления материальной структуры памятника – штукатурного основания, красочных слоёв, – в художественном отношении перед реставратором стоят вопросы выбора правильной стратегии, направленной на максимальное выявление аутентичной авторской живописи. Он должен правильно оценить состояние её сохранности и разработать методику, определяющую принципы расчистки загрязненного или искажённого позднейшими записями и прописями красочного слоя, характер тонировок, возможности «вызова» авторского рисунка и красочного тона.

– Основой успеха работы реставратора монументальной живописи является понимание того, что он работает с многослойной и многомерной художественной структурой, в которой всё – от характера материала стенной поверхности, её фактуры, профиля и кривизны до меняющихся оттенков цвета фона – находится в органичном взаимодействии, благодаря которому и создаётся неповторимое образное целое.

– Каждый вид монументальной живописи – масляной, фреско-темперной, клеевой, мозаичной и др. обладает своими технико-технологическими особенностями и своей художественной выразительностью. Не случайно, что их использовали для разных целей, помещений, архитектурных поверхностей и субструкций, также для воплощения разных идей и образов. Каждый раз это определялось и особым характером связей, способов взаимодействия живописи не только с поверхностью стены, но и с её массивом.

– Реставрация монументальной живописи – сложный технологический процесс, в котором помимо художников-реставраторов участвуют архитекторы, конструкторы, строители, химики-технологи, климатологи, инженеры разных специальностей, занимающихся вопросами гидроизоляции, дренажами, теплоизоляцией и другими проблемами, связанными с обеспечением сохранности живописи.

– Сложнейшей проблемой современной реставрации является внедрение научных методов при работе в условиях действующих храмов, когда заказчики выдвигают требования, ведущие к искажению подлинной живописи – дописям, реконструкциям, ведению тонировок в пределах авторского красочного слоя и т.д.

Доктор искусствоведения Л.И. Лифшиц. Источник фото: http://heritage-school.ru/news/245

Л.И. Лифшиц – доктор искусствоведения, заведующий Cектором древнерусского искусства в Государственном Институте искусствознания (ГИИ). Занимается исследованием древнерусского и византийского искусства: монументальная живопись, иконопись, пластика IX–XV веков. Член редакционного совета и ответственный секретарь федерального проекта «История русского искусства» в 22 томах.

Автор книг «Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков», 1987; «Очерки истории живописи Пскова. Середина XIII – начало XV века. Становление местной художественной традиции», 2004; «Русское искусство X–XVII веков», том I, 2007; множества разделов и статей в коллективных монографиях и научных сборниках.

В 2014 году ГИИ опубликовал «В созвездии Льва. Сборник статей по древнерусскому искусству в честь Льва Исааковича Лившица».

Является членом многих научных советов, в том числе президиума Федерального научно-методического совета по культурному наследию и Комиссии по особо ценным объектам культурного наследия России Минкультуры РФ, реставрационного совета Музея-заповедника «Московский Кремль», президиума Союза реставраторов России и других. Сопредседатель жюри Премии имени Алексея Комеча.

Подробно на источнике: http://heritage-school.ru/news/245

Весна тревоги волонтёрской

Укрепление сруба и устройство консервационных кровель на храме в Большой Шалге (Архангельская область). Источник фото:  http://hraniteli-nasledia.com/

Накануне весны, в преддверии очередного реставрационного и волонтёрского сезона 2017 года, в общественных кругах, блогах и социальных сетях разгорается тревожная дискуссия. Она посвящена принятому ещё прошлым летом приказу Министерства культуры России № 1278 от 8 июня 2016 года  «Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия».

Согласно документу, подавать в госорганы охраны памятников заявления на получение задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия имеет теперь право только собственник или иной законный владелец памятника. 

Тревоги общественности сводятся в основном к следующему. Поскольку многие провинциальные памятники не оформлены надлежащим образом в чью-либо собственность или пользование, подавать о них заявления некому. Следовательно, памятники, до которых десятилетиями не доходят руки у государства, лишаются шанса на спасение. (В основном речь идёт о памятниках деревянного зодчества в регионах к северу от Москвы и к востоку от Петербурга, которые волонтёры «осваивают» уже десятилетиями, хотя приказ Минкультуры касается всех объектов.) Волонтёрские отряды «реставраторов-добровольцев», работая на памятниках без официального задания и согласования госорганов, автоматически оказываются в положении «нелегалов», осуществляющих несанкционированные действия на объектах культурного наследия. Возможно, госорганы готовы согласовать работы добровольцев, но не могут этого сделать, поскольку должны руководствоваться официальным министерским приказом. Круг замыкается.

Подробно на источнике:  http://hraniteli-nasledia.com/

«Чёрные археологи»

Бронзовые браслеты древних славян, изъятые у «чёрных археологов» и переданные в дар Историческому музею. Фото: В. Федоренко/РИА Новости. Источник фото: http://portal-kultura.ru/articles/

Государство приняло решение в отношении так называемых «чёрных археологов».

До сравнительно недавнего времени на «рыцарей лопаты и металлоискателя» практически не было управы: даже когда их буквально хватали за руку на месте преступления, они довольно легко уходили от ответа. Виной тому – несовершенство законодательства об охране культурного наследия. Ни следователи, ни судьи не имели чёткого представления о том, каким образом нужно строить обвинение в случае разорения памятника. 

Ситуация начала меняться четыре года назад, когда в КоАП и УК России были внесены изменения, предусматривавшие, с одной стороны, мягкие наказания для чёрных копателей, с другой – более серьёзные за разграбление памятников и поиск археологических предметов без специального разрешения (открытого листа), которое выдаётся Министерством культуры РФ. В августе 2013 года стартовала амнистия для тех, кто признаётся в своих находках. Их можно было легализовать, включив в состав негосударственной части Музейного фонда России. «Реабилитированные» таким способом предметы разрешалось продавать, дарить, менять. Продолжалось послабление ровно три года. С 1 сентября 2016 года вступил в действие следующий режим: артефакты можно безвозмездно отдать в музей либо передать по наследству. При этом у наследников будет точно такой же выбор, продать реликвию на законных основаниях они не смогут.

Те же, кого поймают с лопатой и металлоискателем, теперь рискуют получить срок до шести лет. К слову, подобные, а местами и более жёсткие нормы существуют в большинстве стран мира. Закон работает, появился механизм действенной защиты памятников. Историки и археологи надеются, что количество преступлений уменьшится.

«Другим важным моментом стало то, что закон чётко обозначил: поиск археологических предметов с применением металлодетекторов без специального разрешения и не специалистами является противоправным. Постепенно у людей формируется понимание, что кладоискательство – не безобидное хобби. За подобной «любовью» к прошлому стоит элементарная жажда наживы. Эти люди грабят нашу историю и страну», – поясняет научный сотрудник Института археологии РАН Ольга Зеленцова.

Подробно на источнике: http://portal-kultura.ru/articles/best/152314-otryl-prodal-v-tyurmu/

На всероссийском совещании в Минкультуры создано общественное движение по сохранению нематериального культурного наследия

На всероссийском совещании в Минкультуры (16.02.2017 г.) Источник фото: http://mkrf.ru/press-center/news

16 февраля 2017 года в Минкультуры России прошло Всероссийское совещание «Центры традиционной народной культуры и перспективы их развития на период 2017–2020 гг.», в котором приняли участие 82 специалиста по сохранению и актуализации нематериального культурного наследия из 48 регионов Российской Федерации.

Учёные, эксперты, педагоги, руководство и представители региональных центров, Российского фольклорного союза обсудили лучшие региональные практики по сохранению нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, кадровые вопросы, механизмы государственной поддержки центров традиционной культуры, ведение каталога ОНКН, разработку концепции сохранения и актуализации нематериального культурного наследия на период до 2020 года.

Участники совещания внесли предложения в итоговую резолюцию и единогласно поддержали инициативу создания общественного движения по сохранению нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. Движение будет официально зарегистрировано и приступит к работе в ближайшее время. Следующее совещание пройдёт в селекторном формате и будет посвящено обсуждению законодательных инициатив по сохранению наследия.

Во Всероссийском совещании принял участие статс-секретарь – заместитель Министра культуры Российской Федерации Александр Журавский, который отметил высокую важность обсуждаемых проблем в свете реализации государственной культурной политики, а также указал на ряд инноваций в работе министерства, которые будут направлены на повышение эффективности работы по сохранению наследия. Модератором совещания выступил генеральный директор ФГБУК «Роскультпроект» Олег Иванов.

Совещание организовано Государственным центром русского фольклора и Российским фольклорным союзом.

Подробно на источнике: http://mkrf.ru/press-center/news/ministerstvo/na-vserossiyskom-soveshchanii-v-minkultury-sozdano

У Союза реставраторов выросло Молодёжное крыло

Источник фото: http://hraniteli-nasledia.com/

Официальные итоги Всероссийского конгресса молодых реставраторов 2017 года, прошедшего 30-31 января в Москве, оформлены в  "Резолюцию Всероссийского конгресса молодых реставраторов», где указано:

«Участники Всероссийского конгресса молодых реставраторов, осознавая всю важность инициативы Союза реставраторов России по вовлечению молодых специалистов в сферу сохранения культурного наследия, по решению теоретических и практических вопросов современной реставрации, профессионального становления молодых специалистов и их востребованности, считают необходимым условием для реализации этих целей проведение конгресса на постоянной основе.

Активное включение молодых специалистов в деятельность Союза реставраторов России по популяризации и продвижению культурного наследия является залогом развития профессионального сообщества, передачи традиций и опыта отечественной реставрационной школы.

Важнейшей задачей для реставрационной отрасли является   подготовка кадров, развитие системы профессионального образования, совершенствование системы аттестации специалистов-реставраторов и помощь молодым специалистам посредством участия в практической работе через систему наставничества.

Участники конгресса, заслушав и обсудив выступления и доклады участников заседания и круглых столов, решили:

1. Создать при Союзе реставраторов России секцию молодых реставраторов – «Молодёжное крыло».

2. Предложить Министерству культуры Российской Федерации:

- включить Всероссийский конгресс молодых реставраторов в программу бюджетных мероприятий и проводить его один раз в два года;

- проводить в рамках Всероссийского конгресса молодых реставраторов конкурс на лучшие научно-проектные и практические работы студентов вузов и ссузов, готовящих специалистов в области сохранения и реставрации историко-культурного наследия;

- способствовать организации практики студентов совместно с Союзом реставраторов России в региональных музеях и других реставрационных компаниях под руководством аттестованных специалистов-реставраторов;

3. Предложить Министерству образования и науки Российской Федерации:

- рассмотреть вопрос об обязательном согласовании разрабатываемых стандартов образования в сфере сохранения культурного наследия с Союзом реставраторов России;

- рассмотреть возможность увеличения бюджетных мест в профильных учебных заведениях для реставраторов».

Подробно на источнике: http://hraniteli-nasledia.com/