Изменения в документации

Источник изображения: http://mkrf.ru

Департаментом инвестиций, реставрации и строительства  внесены изменения в проект типовой конкурсной документации и в проект государственного контракта на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (производство реставрационных работ и разработка проектной документации) с 2017 года.

Скачать:

Типовая форма государственного контракта на реставрационные работы (MS Word, 505 кб).

Типовая форма государственного контракта государственного контракта на проектные работы (MS Word, 119 кб).

Типовая конкурсная документация на научно-исследовательские, изыскательские, проектные работы (MS Word, 160 кб).

Типовая конкурсная документация по реставрации, приспособлению для современного использования объектов культурного наследия (MS Word, 183 кб).

Пояснительная записка к изменениям, предусмотренным типовой формой государственных контрактов (реставрационные и проектные работы) с 2017 года (MS Word, 17 кб).

Пояснительная записка к изменениям, предусмотренным в типовой конкурсной документации (реставрационные и проектные работы) с 2017 года (MS Word, 15 кб).

Источник: http://mkrf.ru/ministerstvo/departament/

Заявки на участие в федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)»

Источник изображения: https://yandex.ru/

В соответствии с п. 5.3 Положения об управлении реализацией федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)», утверждённого приказом Минкультуры России от 19.03.2012 № 210 (зарегистрирован в Минюсте России 29.05.2012 № 24371) в период с 1 марта 2017 по 20 апреля 2017 года на официальном сайте (http://www.fcpkultura.ru/) будут приниматься заявки на участие в федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)» (далее – Программа) на 2018 год.

Обращаем внимание на изменения требований к комплекту документов по мероприятиям, связанным с сохранением объектов культурного наследия. Соответствующее информационное письмо об указанных изменениях разослано в установленном порядке. Заявки, не включающие в себя полный перечень документов, а также направленные после окончания срока проведения мониторинга, в системе не регистрируются.

Контактные данные размещены на официальном сайте Программы (http://www.fcpkultura.ru/). Также необходимые консультации можно получить у сотрудников департаментов Минкультуры России по направлениям деятельности.

Источник: http://mkrf.ru/ministerstvo/departament/

Достопримечательные рекомендации Министерства культуры

Приокские дали (Рязанская обл., Рыбновский р., с. Константиново).

Источник фото: http://hraniteli-nasledia.com/

Минкультуры России в письме от 28 февраля 2017 года (№ 49-01.1-39-НМ) указывает на «Методические рекомендации» по созданию и обеспечению документацией достопримечательных мест. Письмо адресовано госорганам охраны памятников регионов РФ и «научно-исследовательским и проектным институтам и организациям».

Рекомендации опубликованы на Правовом портале в сфере культуры. 

В документе Минкультуры РФ сообщается: «В настоящее время юридически закреплены дефиниции в части достопримечательного места, как объекта культурного наследия: предмет охраны, границы территории и принцип установления требований к осуществляемой деятельности и градостроительным регламентам. Конкретные характеристики каждого типа достопримечательного места, а также методы проектирования, не определены».

Рекомендации касаются не всех предусмотренных законом типов и разновидностей достопримечательных мест. Пока что они разработаны для «относящихся к центрам исторических поселений и фрагментам градостроительной планировки и застройки; к памятным местам, культурным и природным ландшафтам, связанным с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; к религиозно-историческим местам».

Минкультуры РФ обещает, что «продолжит работу в части разделов методических рекомендаций, касающиеся объектов археологического наследия, мест совершения религиозных обрядов и мест захоронений жертв массовых репрессий, а также творений, созданных человеком, или совместных творений человека и природы, в том числе мест традиционного бытования народных художественных промыслов».

На официальном сайте Министерства культуры РФ опубликован текст «Методических рекомендаций».

Помимо определения ключевых терминов и понятий, объяснения типологии и особенностей достопримечательных мест, документ содержит (по каждому типу): рекомендации по установлению требований к научно-исследовательской и проектной документации, установлению границ территории, предмета охраны, требований к «осуществляемой деятельности» и градостроительным регламентам.

Отдельный раздел рекомендаций составляет «Порядок разработки, состав и утверждение проектной документации по отнесению историко-культурных территорий к объектам культурного наследия в виде достопримечательного места».

Такой документ необходим, так как задаёт, во-первых, детализированные стандарты процесса, во-вторых – ориентиры региональным госорганам охраны памятников.

Подробно на источнике: http://hraniteli-nasledia.com/

Из истории русской революционной открытки (1905-1907 гг). «Социальная пирамида».

 

Социальная пирамида. 1905-1907 гг.

Революция и иллюстрированные открытки… Кажется, что общего между этими столь разными по объёму и содержанию понятиями – между решительной борьбой людей за преобразование мира и общества и небольшими листками плотной бумаги с изображениями, используемыми для пересылки по почте каких-либо сообщений?

А между тем это общее существует, ибо чуть ли не с первых шагов после своего появления в 70-х годах позапрошлого (вставка и курсив наши. – С.И.) столетия открытка, сначала в странах Западной Европы, а затем и в России, стала использоваться как одно из средств пропаганды революционных идей[i].

Вероятно, ещё в 70–80-х годах XIX века германскими социал-демократами была выпущена напечатанная в Нюрнберге в издательстве Августа Хеннига открытка, воспроизводящая плакат-листовку с портретами и списком участников объединённого съезда немецкой социал-демократии в Готе (22-27 мая 1875 года). На этой открытке не только были изображены К. Маркс, Ф. Лассаль, В. Либкнехт, А. Бебель и другие деятели социал-демократии, но и помещён лозунг всемирной рабочей солидарности: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

В 70-х годах позапрошлого (вставка и курсив наши. – С.И.) века, когда и в России начали распространяться бланки открытых писем, появилась возможность использовать их для пропаганды революционных идей, для борьбы против самодержавия, помещая на них не только тексты, но и различного рода рисунки, выполненные от руки. Это не могло не встревожить царских чиновников, и должностным лицам было вменено в обязанность просматривать открытки, задерживая те, которые казались опасными и предосудительными[ii].

В Петербурге выпускало открытки связанное с большевиками издательство художественных картин и открыток «Петух», которое в начале 1906 года вошло в качестве художественного отдела во вновь образованное большевистское издательство «Утро». По воспоминаниям одного из руководителей этого издательства И.Р. Белопольского известно, что деятельность «Утра» началась «с выпуска репродукций картин и художественных открыток на политические темы. Были отпечатаны также портреты К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Бебеля, Ф. Лассаля, Р. Оуэна, Ш. Фурье. Репродукции и портреты служили эффективным средством политической пропаганды в массах»[iii]. Огромным успехом у населения пользовались репродукции картин на революционные сюжеты как русских, так и иностранных художников, а также оригинальные политические рисунки.

Здесь в первую очередь надо назвать знаменитую «Социальную пирамиду», рисунок которой был создан ещё в начале прошлого (вставка и курсив наши. – С.И.) века Н.Н. Лоховым, переизданную с некоторыми дополнениями в период 1905-1907 годов большевистским издательством «Вперёд»[iv].

Рисунки многих художников, помещавшиеся на открытках той поры, зачастую были подписаны псевдонимами или монограммами, а нередко публиковались вообще без подписей. Так, без какой-либо подписи, двумя издательствами был выпущен воспроизведённый на открытках вариант «Социальной пирамиды». На основании сопоставлений со стилистически близкими рисунками на других открытках,  выпущенных одним из издательств, например с открыткой «Вот она какая, автономия-то!», где имеется и монограмма художника, мы установили, что автором этого варианта «Социальной пирамиды» является художник, связанный с издававшейся в Петербурге большевистской студенческой газетой «Молодая Россия», исполнивший для неё символический рисунок-заставку (см. ил.). Свои рисунки он помещал и в петербургском сатирическом журнале «Скорпион», однако имя его до сих пор точно установить не удаётся. 

Таким образом, открытки эпохи первой русской революции 1905-1907 годов давали достаточно яркий материал для того, чтобы судить не только о конкретных событиях и людях этого времени, но и о проходившей в ту пору острой политической и идеологической борьбе, об участии в этой борьбе художников, выносивших своими произведениями приговоры тем или иным явлениям жизни.

Конечно, царское правительство и его репрессивные органы не могли не реагировать на революционную пропаганду, ведущуюся с помощью открыток. В архивах Ленинграда (ныне г. Санкт-Петербург) (вставка и курсив наши. – С.И.), Москвы, Киева, Свердловска (ныне г. Екатеринбург) (вставка и курсив наши. – С.И.) и других городов содержатся чрезвычайно интересные документы, свидетельствующие, как преследовались и художники, создававшие рисунки для открыток, и люди, распространявшие эти открытки, и даже те, у кого эти открытки были обнаружены[v].

Правда, бороться против революционных открыток и их влияния на народные массы царские власти начинали иногда с большим опозданием, тогда, когда эти открытки уже сыграли свою роль и широко распространились среди населения. Лишь в указателе изданий, арест на которые утверждён судебными установлениями на 1 января 1913 года, значатся отдельные открытки и серии, выпущенные ещё в период 1905-1907 годов[vi]. К 1913 году тиражи этих открыток давно разошлись, и арест этот имел скорее всего чисто символический характер.

Революционные открытки в сравнительно значительном количестве дошли до настоящего времени, сыграв немалую роль в революционизировании народных масс.



[i]  См.: Шлеев В.В., Файнштейн Э.Б. Художественные открытки и их собирание. М., 1960. – С. 11-12; Забочень М.С. Филокартия. М., 1973; Файнштейн Э.Б. В мире открытки. М., 1976. Репродукции некоторых открыток, использованных в своё время польскими, а также немецкими социал-демократами и коммунистами для пропаганды революционных идей, см. в кн.: Polska klasa robotnicza. Zarys dziejow. Tom I, czesc 3. Lata 1870-1918. Warszawa, 1978, p. 162, 458, 871, 880, 882; Fricke D. Kleine Geschichte des Ersten Mai. Berlin, 1980, S. 61, 114, 183, 196, 214.

[ii]  См.: Тагрин Н.С. В поисках необычного. Л., 1962. – С. 38-39.

[iii] Воспоминания И.Р. Белопольского цит. по кн.: Иоффе А.М. Издательская деятельность большевиков в 1905-1907 гг. М., 1971. – С. 157.

[iv]  Трудно сказать, почему эту открытку не учитывает М.С. Забочень в составленном им перечне открыток издательства «Вперёд» (см.: Советский коллекционер, 1980, № 18. – С. 75-76), хотя её репродукция и была включена нами в комплект «Из истории русской революционной открытки» [Вып. 1] (М., 1974) и о ней шла речь во вступительной статье к этому комплекту. Нельзя признать и полностью справедливым замечание  М.С. Забоченя о том, что открытки большевистских издательств Петербурга «в течение 75 лет никем (курсив – В.Ш.) не были выявлены и оставались неизученными» (Советский корллекционер, 1980, № 18. – С.74). Признавая большой вклад М.С. Забоченя в выяснение деятельности большевистского издательства «Вперёд» по выпуску репродукций и открыток, следует заметить, что об издательстве «Утро» и о проведённом им конкурсе ещё в 1935 г. упоминала Н.И. Соколова (Искусство, 1935, № 6. – С. 3); о выпуске открыток петербургскими большевиками писала в своих воспоминаниях Е.Д. Стасова; воспоминания И.Р. Белопольского о выпуске открыток использовал в своей книге А.М. Иоффе (М., 1971); наконец, в 1974 г. об открытках, выпускавшихся большевиками Петербурга, в том числе и издательством «Вперёд», сообщалось во вступительной статье к комплекту «Из истории русской революционной открытки» [Вып. 1] (М., 1977). Однако М.С. Забочень не учитывает большинство указанных работ искусствоведов и книговедов.

[v]  См.:  Черепов В.А. Революционные сатирические открытки в Екатеринбурге. – В кн.: Из истории художественной культуры Урала. Свердловск, 1980. – С. 60-75.

[vi]  См.:  Забочень М.С. Филокартия. – С. 44.

Источник: Шлеев В.В. Революция и изобразительное искусство: очерки. Статьи. Исследования / В.В. Шлеев. – М.: Изобразительное  искусство, 1987. – С. 207-208.

Реставрация монументальной живописи

Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе г. Владимир.

Источник фото: http://heritage-school.ru/news/245

В «Школе наследия» 1 марта пройдёт лекция Льва Лифшица – одного из крупнейших экспертов в области реставрации монументальной живописи. Разговор будет вестись по нескольким направлениям:

– Отличие монументальной живописи от других видов живописи, прежде всего, станковой состоит в том, что она находится в реальном архитектурном пространстве. Художник монументалист – своеобразная ипостась архитектора, поскольку, во-первых, сам творит живое пространство архитектуры; во-вторых, потому что выступает истолкователем пространства, созданного зодчим. Без понимания этой специфики нельзя входить на леса ни художнику, ни реставратору.

– Реставратор должен не только хорошо знать технику и технологию живописи, глубоко понимать суть художественной идеи, которую старался воплотить мастер, чьё произведение находится в его руках. Он должен прекрасно разбираться в стилях живописи и обладать стереометрическим зрением, то есть, уметь видеть всю систему целиком – одновременно оценивать и то, что находится перед ним, и то, что находится по сторонам и позади него.

– Помимо укрепления материальной структуры памятника – штукатурного основания, красочных слоёв, – в художественном отношении перед реставратором стоят вопросы выбора правильной стратегии, направленной на максимальное выявление аутентичной авторской живописи. Он должен правильно оценить состояние её сохранности и разработать методику, определяющую принципы расчистки загрязненного или искажённого позднейшими записями и прописями красочного слоя, характер тонировок, возможности «вызова» авторского рисунка и красочного тона.

– Основой успеха работы реставратора монументальной живописи является понимание того, что он работает с многослойной и многомерной художественной структурой, в которой всё – от характера материала стенной поверхности, её фактуры, профиля и кривизны до меняющихся оттенков цвета фона – находится в органичном взаимодействии, благодаря которому и создаётся неповторимое образное целое.

– Каждый вид монументальной живописи – масляной, фреско-темперной, клеевой, мозаичной и др. обладает своими технико-технологическими особенностями и своей художественной выразительностью. Не случайно, что их использовали для разных целей, помещений, архитектурных поверхностей и субструкций, также для воплощения разных идей и образов. Каждый раз это определялось и особым характером связей, способов взаимодействия живописи не только с поверхностью стены, но и с её массивом.

– Реставрация монументальной живописи – сложный технологический процесс, в котором помимо художников-реставраторов участвуют архитекторы, конструкторы, строители, химики-технологи, климатологи, инженеры разных специальностей, занимающихся вопросами гидроизоляции, дренажами, теплоизоляцией и другими проблемами, связанными с обеспечением сохранности живописи.

– Сложнейшей проблемой современной реставрации является внедрение научных методов при работе в условиях действующих храмов, когда заказчики выдвигают требования, ведущие к искажению подлинной живописи – дописям, реконструкциям, ведению тонировок в пределах авторского красочного слоя и т.д.

Доктор искусствоведения Л.И. Лифшиц. Источник фото: http://heritage-school.ru/news/245

Л.И. Лифшиц – доктор искусствоведения, заведующий Cектором древнерусского искусства в Государственном Институте искусствознания (ГИИ). Занимается исследованием древнерусского и византийского искусства: монументальная живопись, иконопись, пластика IX–XV веков. Член редакционного совета и ответственный секретарь федерального проекта «История русского искусства» в 22 томах.

Автор книг «Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков», 1987; «Очерки истории живописи Пскова. Середина XIII – начало XV века. Становление местной художественной традиции», 2004; «Русское искусство X–XVII веков», том I, 2007; множества разделов и статей в коллективных монографиях и научных сборниках.

В 2014 году ГИИ опубликовал «В созвездии Льва. Сборник статей по древнерусскому искусству в честь Льва Исааковича Лившица».

Является членом многих научных советов, в том числе президиума Федерального научно-методического совета по культурному наследию и Комиссии по особо ценным объектам культурного наследия России Минкультуры РФ, реставрационного совета Музея-заповедника «Московский Кремль», президиума Союза реставраторов России и других. Сопредседатель жюри Премии имени Алексея Комеча.

Подробно на источнике: http://heritage-school.ru/news/245