«Хранители Наследия» и Юрий Веденин – лауреаты Премии имени Комеча 2017 года

Источник изображения: http://hraniteli-nasledia.com/

Стали известны лауреаты Международной общественной Премии имени Алексея Комеча «За общественно значимую гражданскую позицию в деле защиты и сохранения культурного наследия России» 2017 года. Премия, учреждённая в память о выдающемся исследователе древнерусской и византийской архитектуры Алексее Ильиче Комече, в этом году вручается в десятый раз. Девизом Премии стали слова Овидия: «Счастлив, кто смело берёт под свою защиту то, что любит».

Определены две номинации Премии: «За личный многолетний вклад в дело изучения и охраны памятников» и «Градозащитное движение».

На сайте Премии сообщается, что «лауреатом в первой номинации стал Юрий Александрович Веденин, ведущий специалист по охране культурного наследия России, учёный, автор концепции культурного ландшафта, один из создателей Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, которым он руководил более 20 лет. Во второй номинации лауреатом премии 2017 года стало сетевое издание «Хранители Наследия» (http://hraniteli-nasledia.com/), руководители редакции: Константин Петрович Михайлов и Евгения Борисовна Твардовская».

Торжественная церемония вручения Премии имени Алексея Комеча состоится 14 апреля в Овальном зале Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино.

Подробно на источнике: http://hraniteli-nasledia.com/

Совбез ООН признал уничтожение наследия военным преступлением

На Совбезе ООН 24 марта 2017 г. Источник фото: http://en.unesco.org/

24 марта 2017 года члены Совета Безопасности ООН единогласно одобрили проект резолюции о мерах по защите культурного наследия от террористов и в условиях вооружённого конфликта. Выступая на заседании Совета, Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова назвала резолюцию «исторической».

«Целенаправленное уничтожение наследия является военным преступлением, – заявила Ирина Бокова, выступая в поддержку резолюции 2347 в Совете Безопасности ООН.  – Оно стало тактикой ведения войны, призванной расколоть общество в долгосрочной перспективе посредством стратегии культурной чистки. Именно поэтому защита культурного наследия – это не только вопрос культуры, это необходимое условие безопасности, неразрывно связанное с защитой жизни людей». 
Незаконная торговля культурными ценностями – один из источников дохода для экстремистов в Мали, Афганистане, Ираке или Сирии. Принятая в пятницу резолюция предусматривает введение санкций в отношении лиц и организаций, причастных к торговле ценностями с террористами, а также другие меры по борьбе с этим явлением.

В резолюции осуждается разрушение монументов и памятников архитектуры, объектов религиозного поклонения, расхищение исторических ценностей с территории вооруженных конфликтов. Для их сохранения рекомендуется документировать и перемещать их в так называемые безопасные зоны. Преднамеренные нападения на объекты культурного наследия в резолюции относят к военным преступлениям.

Это заседание Совета Безопасности стало историческим: Генеральный директор ЮНЕСКО впервые был приглашён, чтобы выступить перед членами Совета. Исторической можно считать и принятую на нём резолюцию – первую в истории Совета Безопасности ООН, направленную на защиту культурного наследия.

Единодушная поддержка данной резолюции отражает признание важности охраны наследия в целях поддержания мира и безопасности. 
ЮНЕСКО обладает широким спектром различных инструментов, имеющих жизненно важное значение для обеспечения охраны культурного наследия. К ним можно отнести Гаагскую конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта 1954 года и два протокола к ней, а также Конвенцию ЮНЕСКО 1970 года о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности и Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года.

Подробно на источнике: http://hraniteli-nasledia.com/articles/

Капремонт многоквартирных памятников архитектуры

Источник изображение: https://yandex.ru/images/

Проблема капитального ремонта многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия (далее ОКН), остро встала в регионах с 2015 года, т.е. с момента начала реализации региональной программы капремонта. Что делать с такими домами, как проводить капремонт, чтобы соблюсти все требования законодательства, при этом не разорить собственников и не довести дома до разрушения, до сих пор непонятно. Жилищный кодекс возлагает бремя расходов на капитальный ремонт жилых домов исключительно на собственников помещений в доме, а 73-ФЗ «Об охране ОКН» возлагает на тех же собственников ответственность за сохранность объекта культурного наследия и расходы на проведение работ по реставрации. При этом стоимость реставрационных работ (даже если они ничем не отличаются от обычных ремонтных – замена кровли, штукатурные работы на фасаде и т.д., где используются самые обычные стройматериалы) в несколько раз выше. Процедура оформления документов на проведение капремонта в многоквартирном доме, который является объектом культурного наследия, крайне длительная и затратная. Если следовать всем требованиям законодательства, то проведение капремонта объекта культурного наследия, выглядит так:

- на многоквартирный дом, который является объектом культурного наследия, нужно получить в комитете по охране ОКН охранные обязательства и акт технического состояния объекта (если дом является вновь выявленным объектом);

- получить требования к сохранению, содержанию и использованию ОКН и акт технического состояния объекта);

- обратиться в комитет по охране ОКН за получением задания на проведение работ по сохранению объекта;

- разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта;

- провести государственную историко-культурную экспертизу научно-проектной документации и получить её положительное заключение;

- согласовать с комитетом научно-проектную документацию;

- получить в комитете разрешение на проведение работ по сохранению объекта;

- выполнить работы по капремонту;

- осуществить приёмку работ после предоставления отчётной документации в орган, выдавший разрешение на проведение работ.

Следует отметить, что специфика реставрации объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами, часто связана с невозможностью их научной реставрации, то есть приведению их к первоначальному архитектурному облику. В таком случае ключевое значение приобретают научно-исследовательские, изыскательские работы, обосновывающие проектные решения по приспособлению памятника истории и культуры к современному использованию.

Капремонт домов, являющихся ОКН, должны проводить организации, имеющие лицензию Министерства культуры на проведение реставрационных работ, при условии осуществления технического и авторского надзора, что увеличивает стоимость капремонта. По мнению Минстроя, целесообразно рассматривать возможность оказания дополнительной государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в таких домах, а также возможность установления дифференцированного минимального размера взноса на капитальный ремонт для собственников помещений в домах, являющихся объектами культурного наследия. Согласно позиции Минстроя финансирование работ относится к компетенции субъектов Российской Федерации, принятие на федеральном уровне отдельной государственной программы нецелесообразно. Таким образом, федеральные власти переложили ответственность на регионы, у которых, как правило, нет денег в бюджете на финансирование капремонта объектов культурного наследия. Очевидно, что при таком подходе со стороны федеральных властей и при таком состоянии бюджета регионов, как сейчас, многоквартирные дома, являющиеся ОКН, в обозримом будущем капитального ремонта не дождутся. Остаётся надеяться на инвесторов и меценатов. Есть вероятность, что такие многоквартирные дома будут разрушаться, и, как следствие, проведение противоаварийных работ и расселение жильцов.

Концепция сохранения памятников деревянного зодчества и включения их в культурный оборот до 2025 года

Томский музей деревянного зодчества (г. Томск, Россия). Дом архитектора А. Д. Крячкова.
Источник фото: http://mkrf.ru/aktual/kontseptsiya-sokhraneniya

Сохранение памятников деревянного зодчества является одним из приоритетных направлений в государственной охране объектов культурного наследия. В 2016 году Минкультуры России разработало концепцию по сохранению памятников деревянного зодчества и включению их в культурный оборот до 2025 года.

На основе комплексного анализа состояния объектов культурного наследия деревянного зодчества, проведённого в рамках указанной концепции, будет разработан комплекс мер по сохранению, развитию и популяризации памятников деревянного зодчества, расположенных на территории Российской Федерации.

В настоящее время запланировано рассмотрение указанной концепции на Общественном совете при Минкультуры России во 2 квартале 2017 года.

В целях организации публичного обсуждения проекта концепцию по сохранению памятников деревянного зодчества и включению их в культурный оборот до 2025 года разместили на сайте Минкультуры России.

КОНЦЕПЦИЯ

Подробно на источнике: http://mkrf.ru/aktual/kontseptsiya-sokhraneniya

У министра культуры новый заместитель

Заместитель министра культуры России Олег Рыжков.

Источник фото: http://hraniteli-nasledia.com/

Премьер-министр Дмитрий Медведев назначил заместителем министра культуры России Олега Рыжкова. Распоряжение датировано 17 марта 2017 года.

В круг обязанностей Олега Рыжкова входит, в том числе, и реставрационная отрасль. До марта 2016 года её курировал статс-секретарь министра Григорий Пирумов, который является фигурантом «дела реставраторов», или «Росохрангейта». В декабре он был уволен с занимаемой должности.

Вновь назначенный заместитель министра культуры Олег Рыжков продолжит заниматься процессом реформирования реставрационной сферы: начиная от образования, заканчивая системой тендеров, доказавшей свою неэффективность в этой области.

С 2013 года Олег Рыжков возглавлял Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК), которое активно взялось за реставрацию и последующее коммерческое использование вверенных ему объектов культурного наследия. Кроме того, под эгидой Агентства регулярно проходили круглые столы по теме экономики наследия, на которые приглашались, в том числе и зарубежные специалисты, а в рамках Международного Санкт-Петербургского культурного форума начала работать секция «Сохранения культурного наследия». Также Олег Рыжков является одним из инициаторов».  

Подробно на источнике: http://hraniteli-nasledia.com/