Размер шрифта: А А А Шрифт: с засечками без засечек Цвет: A A A
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Версия для слабовидящих А+

Могила Героя Советского Союза А.Г. Южилина (мрамор)

Основание для учёта: список №2 от 11.11.1992 г.

Май 2014 г. Фото: Ю. Латышев

Местонахождение: Квартал 1 Успенского кладбища

А.Г. Южилин, Источник: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=313

Южилин Александр Григорьевич родился 5 (18) августа 1917 года в селе Рыбушке Саратовского района Саратовской области. Окончил школу-девятилетку. В Красной Армии с 1937 года. Окончил Энгельсское военное авиационное училище. С начала и до конца Великой Отечественной войны сражался в составе авиации дальнего действия, выполняя боевые задания на всех фронтах и в глубоком тылу противника. За время боевой работы он не имел ни одной поломки или аварии самолёта.

Экипаж Южилина семь раз отбивал атаки вражеских истребителей и всегда выходил победителем. Первого сентября 1942 года под Сталинградом Южилину пришлось в условиях низкой облачности вести самолёт на высоте не более ста метров. Лётчик все же сумел пробиться к цели и точным попаданием бомб нанёс удар по позициям гитлеровцев. Над целью Ил-4 был подбит огнём зенитной артиллерии, однако Южилин, в совершенстве владея техникой пилотирования, успешно произвёл посадку самолёта на аэродром. 28 апреля 1943 года Южилину было приказано нанести удар по довоенным объектам Кёнигсберга - цитадели прусского милитаризма. Вечером летчик вывел самолёт к побережью Балтийского моря и, ориентируясь на береговую черту, взял курс к цели. При подходе к городу гитлеровцы открыли сильный заградительный огонь из зенитных орудий. Десятки мощных прожекторов освещали небо, отыскивая советские самолёты. Южилин умело применил противозенитный манёвр и точно сбросил бомбы на нефтехранилища. Огромной силы взрыв и яркая вспышка говорили о точности удара. Развернув Ил-4, Южилин взял обратный курс. Вражеские
зенитки усилили обстрел. Осколок снаряда угодил в правый мотор. До своего аэродрома Южилин «тянул» на одном моторе около тысячи километров, постоянно рискуя стать лёгкой добычей вражеских истребителей. Особенно тяжёлыми были вылеты на военные объекты Хельсинки в ночь на 7 февраля 1944 года. После первого вылета Южилин и все члены его экипажа получили обморожение пальцев ног и рук. Несмотря на это, Южилин сделал в ту ночь ещё один боевой вылет и выполнил задание командования.

К апрелю 1944 года командир звена 9-го гвардейского авиационного полка (7-я гвардейская авиационная дивизия, 3-й гвардейский авиационный корпус, АДД), капитан Александр Южилин совершил 265 боевых вылетов на бомбардировку вражеских военных объектов, нанеся гитлеровцам значительный урон в живой силе и боевой технике. В апреле 1944 года звено Южилина наносило мощные удары по кораблям и транспортам противника в порту Констанца. В одном из вылетов на подходе к цели самолёт Южилина попал в облачность. С высоты 5000 метров лётчик пошёл на снижение. Когда на огромной скорости бомбардировщик, наконец, вывалился из облаков, высота не превышала 1500 метров. Огромным усилием Южилину удалось вывести самолёт в горизонтальный полёт прямо над целью. Штурман Воронецкий сбросил бомбы на фашистские корабли. Один из транспортов загорелся и вскоре пошёл ко дну, другой получил серьёзные повреждения.

За время войны Южилин произвел 305 боевых вылетов, в том числе 254 ночью, сбил в воздушных боях 3 вражеских истребителя Ме-109.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4420) капитану Южилину Александру Григорьевичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за проявленные доблесть и героизм. В послевоенные годы А.Г. Южилин командовал авиационной частью. В 1955 году в звании подполковника уволен из Советской Армии в запас. Жил в городе Челябинск, работал контролером на металлургическом заводе. Умер 11 января 1976 года.

Источник:

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=313