Размер шрифта: А А А Шрифт: с засечками без засечек Цвет: A A A
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Версия для слабовидящих А+

Наименование объекта культурного наследия:
Первая теплоэлектростанция города
Наименование акта органа государственной власти о постановке на государственную охрану:
Решение исполкома Челябинского областного Совета депутатов № 211 от 25.04.1978 г. № 211

Код памятника в Едином государственном реестре объектов культурного наследия России:
7400047000

Ориентировочно 1920-е годы. Источник: http://chelchel-ru.livejournal.com/801701.html

Сентябрь 2013 г. Фото Ю. Латышева

Местонахождение: ул. Труда, 66а, г. Челябинск

В 1902 году купец Василий Михайлович Колбин подал в городскую думу прошение об организации электрического освещения. Оно было одобрено, и к 1905 году товарищество «Колбин, Кокорев и Кo» построило электростанцию из двух дизель-генераторов общей мощностью 50 кВт. Располагалась она во дворе дома Колбина (нынешний адрес ул. Труда, 66). По данным Г. Самигулова, Колбин подписал с городской думой договор на уличное освещение - 40 ламп по 25 ампер. За каждую город платил Колбину по 110 рублей в год. Электрические фонари освещали 3 главных улицы города: Сибирскую (ныне ул. Труда), Уфимскую (ныне ул. Кирова), Большую (ныне ул. Цвиллинга).

В 1911 году после смерти Колбина семья выставляет на продажу дом. В 1913 году дом был куплен городскими властями и отремонтирован, с этого времени и до революции в нём размещалась городская дума. Вместе с домом были куплены и участок земли, и все надворные постройки, в том числе электростанция. Через несколько лет стало ясно, что мощности имеющейся электростанции не хватает. Городская дума заключила договор с фирмой «Сименс-Шуккерт», которая в 1915-1916 годах построила новую электростанцию с паровой машиной и двумя генераторами общей мощностью 250 кВт. Под новую станцию и было построено сохранившееся до настоящего времени здание - там же, за бывшим колбинским домом. В качестве топлива использовались дрова и местный бурый уголь. После революции электростанция была национализирована, но до начала 1930-х годов оставалась единственной в городе и использовалась исключительно для снабжения бытовых потребителей. В 1927 году начали строить ЧГРЭС. В 1930 году была запущена первая турбина, а годом позже и остальные. Проектная мощность ЧГРЭС была чуть меньше - 150 МВт, поэтому надобность в старой электростанции отпала, и она была выведена из эксплуатации. В 1932 году в Челябинске запускают трамвай. Оборудование в помещении бывшей электростанции демонтируется и там размещают тяговую подстанцию. Так как «депо» в самом начале представляло собой деревянный сарай за домом Почелина (ул. Труда, 56), в 1933 году в помещении электростанции оборудуют временное трамвайное депо на шесть вагономест. В 1938 году было построено трамвайное депо 1 по ул. Первой Пятилетки, основная ремонтная база переместилась туда, но здание бывшей электростанции так и осталось у трамвайщиков, оно и в настоящее время принадлежит ЧелябГорТрансу. На данный момент в здании расположены: тяговая подстанция, буфет для водителей междугородних автобусов (площадка перед зданием используется как стоянка для автобусов), цех по перемотке электродвигателей.

Источники:
1.Каплан А. Л. Челябинское вольно-пожарное общество: Крат. ист. справка // Челябинск неизвестный: Краевед. сб. Ч., 1998. Вып. 2.
2. Рохацевич Е. Б. Память рода // Челябинск неизвестный: Краевед. сб. Ч., 1998. Вып. 2.
3. http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=716
4. http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=5011
5. http://cheltram.ru/other/history/
6. http://www.vip74.ru/obshchestvo/prizraki-goroda-kotorogo-net
7. http://chelchel-ru.livejournal.com/72639.html
8. http://chelchel-ru.livejournal.com/118336.html
9. http://chelchel-ru.livejournal.com/143619.html
10. http://chelchel-ru.livejournal.com/228241.html
11. http://chelchel-ru.livejournal.com/262339.html
12. http://chelchel-ru.livejournal.com/801701.html