Размер шрифта: А А А Шрифт: с засечками без засечек Цвет: A A A
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Версия для слабовидящих А+

Наименование объекта культурного наследия:
Паровоз, отремонтированный в 1920 году на субботнике

Наименование акта органа государственной власти о постановке на государственную охрану:
Постановление Губернатора Челябинской области от 12.04.1998 г. № 14

"Великий почин" челябинских железнодорожников, 1920; из книги "Уральский исток Транссиба", 2004

Декабрь 2012 года. Фото Евгения Клавдиенко

Местонахождение: ул. Цвиллинга, у здания ДК железнодорожников, г. Челябинск

В феврале-марте 1920 года рабочие паровозного депо выступили с инициативой - отремонтировать во внеурочное время паровоз и несколько товарных вагонов, загрузить их хлебом и отправить голодающей Москве. Приурочить эту "акцию" решили к 50-летию Ленина. Хлеба и провизии насобирали 27 тыс. пудов. Ремонт паровоза «Коммунар» (так назвали паровоз ЕС-350) производился после работы при свете факелов, так как деповская электростанция ещё тогда не работала. Особо отличилась при ремонте паровоза дышловая бригада под руководством слесаря Годунова, поршневая — слесаря Абарских, экипажная бригада тов. Ветышева и многие другие. Всего участвовало в ремонте ежедневно до ста рабочих.

В конце апреля 1920 года паровоз был готов. По окончании ремонта в депо был проведён митинг, на котором присутствовало около 1000 человек. Было зачитано и принято приветствие В. И. Ленину в связи с его 50-летием и выбрана делегация от рабочих для поездки в Москву, в составе комиссара поезда — машиниста Гундарева, слесаря Муранова и от транспортной кооперации тов. Михалевича. Для сопровождения поезда были сформированы две локомотивные бригады машинистов С. Новожилова и Ф. Альбова, помощников машиниста К. Гарагули, Ф. Малахова и кочегаров В. Хохлова и Ф. Блинова. Вагонники ещё в апреле 1920 года внеурочно отремонтировали 40 грузовых вагонов, которые были загружены хлебом для голодающих рабочих Москвы и красноармейцев Западного фронта.

Участники восстановления "Красного коммунара";из книги "Уральский исток Транссиба", 2004

Отправился поезд из Челябинска 3 мая 1920 года, и 7 мая уже был в Москве. Это был рекордно быстрый рейс, так как в то время при существующей разрухе грузовые поезда доходили до Москвы из Челябинска за 10-12 суток.

Ленин с делегатами "Красного коммунара"из книги "Уральский исток Транссиба", 2004

Паровоз откатал по железным дорогам ещё более 30 лет. В 1957 году по инициативе краеведа А.И.Козырева его нашли на Дальнем Востоке, на комбинате "Дальвостокуголь", и вернули в Челябинск, установив на постамент. Открытие памятника состоялось в апреле 1960 года. С тех пор паровоз украшает площадку рядом с ДК ЖД, дав название театру "У паровоза" и кафе "Паровоз".

Летнее кафе "Паровоз". Источник: http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=789

Источники:
1. "Уральский исток Транссиба", Авто Граф, 2004
2. Энциклопедия Челябинск. КРАСНЫЙ КОММУНАР, паровоз-памятник.
3. Какой технике южноуральских заводов воздвигли памятники/
4. Паровоз «Красный коммунар» – памятник истории Челябинска/
5. Наш паровоз вперёд летит